Семья

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В БРАКЕ[1]

Брак – это союз между мужчиной и женщиной, скреплённый перед лицом Бога на всю жизнь, чтобы жить в любви и участвовать в Божием деле творения. В этой реальности, которую мы называем «браком», каждый должен занимать определённое место, которое ему надлежит, и стремиться к достижению полноты зрелости, чтобы соответствовать своему призванию в браке. Функции мужа отличаются от функций жены, поскольку мужчина и женщина – это разные человеческие существа. Несмотря на то, что они имеют равное достоинство и одинаковую участь в этой жизни и в вечности…, они созданы разными, потому что предназначены дополнять друг друга. В работе сердца есть систола и диастола – чтобы кровь, втекающая в сердце, могла, обогатившись кислородом, вытекать из него в другие кровеносные сосуды и питать организм. От того, насколько скоординированы будут эти движения сердца, зависят здоровье и жизнь тела. Одно связано с другим и зависит от него. То же можно сказать о мужчине и женщине в браке.

Каковы же функции каждого из супругов?

 МУЖ И ЖЕНА; ИХ ОТЛИЧИЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

В Книге Бытия сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину» (Быт. 1, 27). Сначала речь идёт о «человеке» вообще, затем о «мужчине и женщине». Отсюда можно сделать вывод, что мужчина и женщина – разные творения, дополняющие друг друга, что только вместе они образуют «человечеcкий род». Было бы наивно полагать, что мы имеем в виду их физические отличия. Им свойственна разная психология, или, лучше сказать, “психологические установки” по отношению к себе самим, к миру и к людям. И каждая из этих установок проистекает из добродетелей и недостатков мужчины и женщины.

Женщина более чутко воспринимает своё тело, его проявления, всё, что происходит вокруг неё, она более впечатлительна. Поэтому она более склонна к кокетству, тщеславию, но также и к соблюдению порядка и чистоты, она – более мягкая по характеру, её больше интересуют мелочи повседневной жизни. Она – цельная и живая по характеру натура; очень часто на её настроение влияют внешние обстоятельства, например, проблемы на работе – на её жизнь в семье. Мужчина, наоборот, не смешивает свою семейную жизнь с работой, он, как правило, в большей степени озабочен проблемами личного порядка.

Во – вторых, относительно материального мира, у мужчины – «руки длиннее», чем у женщины. Это значит, что его позиция по отношению к миру – это позиция завоевателя, он более приспособлен к тяжёлой работе. В нём заложено стремление властвовать, побеждать, завоёвывать, изменять то, что его окружает, навязывать свою волю другим. Женщина, наоборот, склонна беречь среду своего существования, принимать то, что имеет к ней отношение. Мужчина использует вещи, женщина – принимает их во внимание и принимает. Например, если мужчина и женщина сталкиваются с трудностями или неурядицами, он, скорее всего, приложит все усилия, чтобы их преодолеть, а она – чтобы выдержать. Мужчина способен отдать жизнь, защищая своих жену и детей от вора или убийцы, но нередко бывает, что мужчина оказывается неспособным всю оставшуюся жизнь заботиться о жене или детях, ставших инвалидами. Женщина, напротив, в этих трагических обстоятельствах проявляет высочайший героизм, хотя ей не хватает физических сил для защиты в случае нападения.

Что касается отношений с людьми, женщина обычно бывает более сдержанной, более чуткой, более терпеливой, она склонна защищать и оберегать хрупкую жизнь. Для мужчины более характерна тенденция организовывать, направлять и вести за собою других. Это позиция предводителя, начальника.

У женщины и мужчины разный способ познания. Мужчина видит главное, большие пути, порядок вещей, он меньше обращает внимания на детали. Он подобен чертёжнику, который, не задерживаясь на второстепенных элементах, вычерчивает только главные линии. У женщины – взгляд фотографа: она улавливает каждую мелочь, ничего не упуская из вида. Мужчина и женщина рассуждают тоже неодинаково: мужчина более предусмотрителен и расчётлив, более холоден, ищет аргументы. Он медлит приняться за поиски истины, но быстро находит подтверждение своим выводам, когда принимает решение искать её. Женщина, наоборот, в поисках истины доверяет своей интуиции; она, как сегодня любят говорить, «думает сердцем». «Эмоциональное» рассуждение – очень важно и более присуще женщине.

  1. МУЖЧИНА В БРАКЕ

1) Муж и отец.

Мужчина в семье исполняет две функции: мужа и отца.

Быть мужем – значит быть «главой» семейного очага. Св. Павел говорит: «… муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 23). В этом смысле, его функция состоит в том, чтобы обеспечить главные нужды семьи, организовать её жизнь в целом; работать, причём взять на себя самую трудную работу, но не заниматься всякими мелочами. Именно он должен принимать окончательные решения.

Его достоинство состоит в том, чтобы, подобно Богу Отцу, быть отцом.  Это означает, что он, подобно Богу, должен управлять своей семьёй, быть предусмотрительным, дальновидным, направлять своих близких с любовью, следить за воспитанием детей. Отец семейства – это художник, который должен в душах своих детей запечатлеть образ Божий. Он должен помочь им достигнуть психологической и эмоциональной зрелости.

2) Осознавать себя «настоящим» мужчиной («мачизм»)

Существует искажённое представление о том, что должен представлять собою мужчина на самом деле. Оно состоит в том, что настоящий мужчина должен заставлять жену и детей исполнять его желания и решения, применяя силу, не останавливаясь перед насилием и жестокостью. Это означает, что он не может считать себя главою семьи, потому что глава семьи осуществляет свою власть, не пользуясь мускулами, а руководствуясь разумом.

«Мачизм» – это форма поведения животных. Он убивает любовь, причём не только любовь жены, но и мужа. Мужчина деградирует как личность, потому что насилие становится необходимым только тем, кто не способен руководствоваться разумом и истиной, тем, кто находится на низком интеллектуальном и духовном уровне. Мачизм вовсе не является признаком мужественности. К тому же, если мужчина добивается уважения к себе побоями и окриками, это признак комплекса неполноценности; в глубине души он боится, что жена считает его ничтожеством. В такой семье царит атмосфера произвола; нередко это ведёт к пьянству, супружеской измене, заброшенности детей.

Но, сверх всего, деградирует женщина, к которой муж относится как к вещи, как к рабыне, её непрерывно оскорбляют и унижают, она вынуждена переносить несправедливость и страдания. Немало браков по этим причинам оказываются неудачными: некоторые из них распадаются, но почти все – независимо от того, распался брак или нет, – не знают, что такое настоящее счастье в браке.

3) Иисус – идеал мужчины

Он был «примером человека и мужа». Каждый мужчина должен подражать ему в своих делах и поступках.

С Богом Отцом.  Для Иисуса Бог Отец был превыше всего. Поэтому он часто напоминал Своим современникам: «… Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоею» (Мк. 12, 30). Иисус безгранично доверял Провидению Божию; Он гневался, когда оскверняли Храм Божий; когда Он говорил с Отцом, погружаясь в молитву, то преисполнялся нежной любовью к Нему.

Иисус перед Своими врагами.  У Иисуса было немало врагов. Его преследовали, на Него клеветали, Его предавали и ненавидели; много раз Его пытались убить и, в конце концов, распяли на Кресте. Вот почему во время Тайной Вечери Иисус сказал: «… Возненавидели Меня напрасно» (Ин. 15, 25). Тем не менее, Он не отступил перед угрозами и не захотел отомстить Своим врагам. Он не боялся преследований, не замалчивал истины. Вместо того, чтобы мстить, Он молился и умер с молитвой на устах, прося Бога простить тех, кто причинил Ему зло. Если Христос Человек явил при подобных обстоятельствах такое величие души, то Душа Христа – величайшая в мире.

С женщиной. Наш Господь жил в совершенном целомудрии и девственной чистоте. Но, в то же самое время, Он относился к женщинам с большим уважением и почтением. Ко всем женщинам без исключения: и хорошим, и плохим. Как никто другой, Он любил Свою Мать, Пресвятую Деву Марию. Однако Он не останавливался перед тем, чтобы покинуть Её ради грешников, чтобы беседовать с ними, как, например, с самаритянкой. Он защищал их, как, например, было при встрече с женщиной, изменившей мужу, которую хотели убить фарисеи, и с Марией из Вифании, о которой несправедливо говорил Иуда; Он прощал раскаявшихся в грехах, в том числе, Марию Магдалину. Настоящий мужчина всегда уважает достоинство женщины.

Иисус перед страданием. Он страдал, как никто другой. Исайя назвал Его «мужем скорбей». Он был подвергнут бичеванию, коронован терновым венцом, предан, оплёван, оскорбляем, Он нёс на своих израненных плечах тяжёлый Крест, Он был распят, прибит гвоздями ко Кресту, ненавидим и оклеветан … Он никогда не жаловался, не старался избежать страдания. Он никогда не впадал в отчаяние, не отказывался от исполнения Своей Миссии, хотя наше спасение должно было стоить Ему жизни…

Если человек – муж – хочет узнать о себе, насколько он достоин называться мужчиной и мужем, он должен смотреть на Христа.

  1. ЖЕНЩИНА В БРАКЕ

1) Супруга и мать.

Женщина в браке – супруга и мать. В этом она уподобляется Церкви.

Быть супругой означает быть образцом всех лучших качеств, которыми Бог наделил женщину, образцом женственности. Она должна любить своего мужа, как Церковь любит Христа. Жена – «госпожа» в своём доме.  Именно она делает свой дом «семейным очагом», от которого исходит тепло, радушие и приветливость, где хорошо и уютно мужу и детям. Она знает, что для этого нужно, в то время, как муж не умеет этого делать. Именно женщина внимательно относится к деталям и  может создать в семье благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для того, чтобы все чувствовали себя счастливыми. Если муж – глава, то жена – “сердце”. Если голова  – дурная, семья – лишена разума; а если сердце поражено болезнью, семья умирает, как сердце от инфаркта.

Мать. Высочайшая миссия каждой замужней женщины – это материнство. Это самый большой дар Бога. Только она может выносить в своём лоне новое живое существо, нового человека. Природа связывает мать и дитя неразрывными узами, единственными в своём роде, и неповторимыми, между ними устанавливается молчаливый диалог, который продолжается девять месяцев, пока они соединены между собою физически. Ребёнку передаётся её психологическое и эмоциональное состояние. Для семьи она – образ плодоносности, а, значит, жизни, радости, довольства, всего того, что связано с плодоношением.

2) «Феминизм».

Феминизм – следствие искажённого представления о том, в чём заключается достоинство женщины. Феминизм и настоящая женственность – это понятия несовместимые. Феминизм – это проявление комплекса неполноценности. Достоинство женщины состоит в том, что она способна давать жизнь и любить; в том, что она может познавать Бога и прийти к Нему; в том, что она может быть матерью или сохранять девственность; в том, что она, отличаясь от мужчины, так же свободна, как он, и наделена достоинством в такой же степени. Феминизм не признаёт всего этого, поэтому его задача – навязать женщине своё представление о её достоинстве, делая из неё подобие «мужчины»: его неудачную копию. Мужчина теряет своё достоинство, становясь женственным, а женщина – подражая своими манерами и поведением мужчинам. Иисус Христос не завещал священства женщинам, но Свою человеческую плоть получил от женщины и только женщину называл матерью в самом полном и истинном смысле этого слова. Феминизм – это не превозношение женщины, а унижение её достоинства.

3) Дева Мария и женщина

Примером для каждой женщины также является Христос, поскольку Он – Сын Божий, ставший телом. Но для каждой женщины может стать примером для подражания единственная женщина, которая, в свою очередь, может научить подражанию Богу. Эта женщина – Дева Мария.

Она – средоточие всех добродетелей и, прежде всего, добродетелей, которые должны быть присущи женщине. Иисус с Креста воззвал к Ней, назвав Её женщиной: «Жено!  Се, сын Твой» (Ин. 19, 26), чтобы мы осознали, что Она – не просто женщина, но «Женщина», единственная как пример для подражания. В чём следует Ей подражать?

Мария полностью вверяла Себя Богу. Она – женщина, посвящённая Богу; Она предалась Богу всем Своим существом, всей Своей душой и всем телом; Она – женщина, Которая посвятила Богу Свою чистоту и девство. Поэтому Она и была единственным творением, удостоившимся стать Матерью Божией. Она – “душа” Святого Семейства.

Подражать Ей в милосердии. Для Её милосердной любви нет мелочей. Мы видим, как Она спешит в дом своей родственницы Елисаветы, чтобы помогать ей в последние месяцы беременности. Мы видим, как Она помогла бедным жениху и невесте в Канне Галилейской – благодаря Её вмешательству происходит чудо превращения воды в вино во время свадебного пира – первое чудо, совершённое Иисусом Христом.

Подражать Ей в сострадании.  Мария не оставила Своего Сына в час Его Страстей. Иисус держит Свой путь на Голгофу, где Его ожидает Крест. Мария выходит Ему навстречу, чтобы поддержать и утешить Его. Иисус умирает на Кресте мучительной смертью. Мария в скорбном молчании стоит у подножия Креста. Поэтому мы считаем Её нашей Соискупительницей.

Каждая женщина – мать и супруга – которая хочет достигнуть вершины истиной женственности, должна устремлять свой взор на Марию, в стремлении уподобиться Ей в том, за что Она удостоилась особого благоволения Бога.

Женщина и мужчина сотворены разными, чтобы они дополняли друг друга. Вместе они составляют образ Божий. Мужчина и женщина, стремившиеся к совершенству мужественности и женственности, должны смотреть на Иисуса и Марию и подражать Им.

 

[1] Источник, Отец Мигель Анхель Фуэнтес, изд. I.V.E. «Они стали межем и женой», Обручённые и супруги перед бракосочетанием до начала половых отношений  (Курс подготовки к вступлению в брак),  стр. 53-60.