Актуально

Притча о милосердном  самарянине 

Христианская философия жизни[1]

Мир тебе.  Есть два вида раннего пробуждения.  Первый, когда мы говорим: «Доброе утро, Боже!», второй, когда говорим: «О Боже, уже утро!» Так вот, рассмотрим второй способ.

Люди, которые просыпаются именно так, неудовлетворенны своей жизни. Она кажется им довольно абсурдной. В современной литературе тема абсурдности жизни очень популярна. Одним из наиболее красочных примеров изображения такой бессмысленности стал роман про две фабрики, которые стояли по обе стороны реки. На одной фабрике огромные каменные глыбы перетирали в порошок. Потом кораблем переправляли этот порошок на другой берег, где вторая фабрика изготовляла из него огромные валуны.   Потом валуны отправляли на первую фабрику, и так этот процесс длился бесконечно. Это литературное изображение видения людьми своей жизни сегодня.

Кто-кто увидит эту абсурдность в произведениях экзистенционалиста, который изобразил трех человек в аду. Каждый из них хотел говорить о себе, о своих собственных бедах, страданиях. Каждый был сконцентрирован только на своих муках. Наконец, под занавес, звучит последняя фраза этой пьесы: «Мой сосед- это ад!» Именно так живут некоторые люди.

Наряду с людьми, которые ощущают абсурдность жизни, есть и такие, которые пассивно плывут по течению. Немало умов исповедуют философию Реки Старца.; они плывут по течению без определенной цели, как стрела, которая не направлена в определенную мишень, как паломник без намерения найти Плащаницу, как морское путешествие без конечного причала. Какие же мысли имеют люди, которые, просыпаясь утром, восклицают: «О Боже, уже утро!»? Для них жизнь утратила смысл, она не имеет цели предназначения.

Помню, когда я, будучи молодым священником, впервые поехал в Европу учится. Летом я учился в Сорбонском университете в Париже, главным образом, изучая французский язык. Поселившись в пансионате, который принадлежал мадам Ситроен. Я жил там уже приблизительно неделю, когда однажды мадам зашла ко мне и что-то начала говорить, но я не понял ни слова, поскольку она говорила на французском языке. Иностранец в Париже очень злится на себя, ведь даже местные собаки и лошади понимают французский, а он нет! В этом же пансионате проживали трое американских учителей, их я и попросил перевести мне слова женщины. Вот история, которую мне поведали.

Мадам Ситроен рассказывала, что ее бросил муж, а их дочь стала путаной на улицах Парижа. Оконце женщина достала из кармана маленький флакончик с ядом и молвила:

– Я не верю в Бога, и даже, если Он сесть, я проклинаю Его. Поскольку моя жизнь потеряла смысл и всецело абсурдна, я решила выпить сегодня этот яд. Можете ли Вы что-либо сделать для меня?

-Могу, если вы собираетесь выпить это! – ответил я ей через переводчика.

Я попросил женщину отложить это запланированное самоубийство на девять дней. Думаю, это единственный зафиксированный случай, когда женщина откладывает самоубийство на девять дней. Я еще никогда не молился так горячо, как молился за эту женщину. На девятый день милостивый господь подарил ей большую благодать.

Несколько лет спустя, по дороге в Лурд, я остановился в городке Да. Там приятно провел время в обществе монсеньора, мадам и мадмуазель Ситроен.

– Хорошими ли католиками есть Ситроены? – спросил я у местного священника.

-О Да, это чудесно, когда люди на протяжении всей жизни хранят веру, – сказал он.

Очевидно, он не знал истории этой семьи. Значит, выход из этой бессмысленности все-таки можно найти.

А теперь попробуем понять вопрос, который волнует не только психиатров. Но и всех нас: «В чем состоит отличие нормального и ненормального человека?»  Нормальный- всегда движется к достижению своей цели, или намерения, а ненормальный человек ищет возможности избежать, оправдать или рационализировать, чтобы улизнуть от поиска смысла своей жизни. Нормальный человек всегда определяет для себя какую-то цель. Например, у юноши может возникнуть желание получить профессию юриста или врача, но, кроме этого желания существует еще что-то.

Вот вы спросите его:

– Что ты хочешь делать после того, как получишь профессию врача?

– Ну, хочу жениться и воспитывать детей.

– А потом?

– Быть счастливым и зарабатывать деньги.

– А потом?

-Отдавать деньги детям.

– А потом?

И вот теперь настала очередь последнего «а потом»? Нормальный человек знает, что означает это последнее «а потом?» Ненормальный человек закрыт в тюрьме собственного эгоизма. Такой человек похож на замершее яйцо. Он отказывается доверить себя возможности инкубации, чтобы прийти к другой жизни.

Как выглядят эти механизмы укрывательства ненормальных людей? Если такой человек решил съездить из Нью-Йорка в Вашингтон, то вовсе не потому, что его интересует Вашингтон, его больше волнуют оправдания, почему он не едет в Вашингтон. Обычным механизмом укрывательства ненормальных людей есть любовь к скорости. Я уверен, что чрезмерная любовь к скорости или любовь к чрезмерной скорости есть следствие отсутствия цели в жизни. Так вот, такие люди не знают, куда они едут, но они несомненно в дороге! У них иногда может возникать неосознанное или наполовину осознанное желание уйти из жизни по причине отсутствие смысла жизни. Другим прибежищем для такого ухода может быть секс или же чрезмерное изнурение работой для получения интенсивного опыта, который компенсирует отсутствие цели в жизни.

Хорошоизвестный психиатр д-р Карл Юнг после двадцати пятилетней психиатрической практики пришел к выводу, что примерно треть его пациентов не имела видимых клинических неврозов. Все они страдали от отсутствия цели в жизни, и пока они не найдут смысла жизни, до тех пор они не будут счастливы. Сегодня немало людей страдают так называемым экзистенционным неврозом, суть которого состоит в неудовлетворении собственной жизнью. Их волнуют вопросы: «Что это все значит?», «Куда мне отсюда идти?», «Как мне это найти?»

Теперь вы, наверное, думаете, что сейчас я вам скажу стать на колени и молиться Богу. Нет, я могу сказать это немного погодя, но не сейчас, потому, что личности с экзистенциальным неврозом еще слишком далеки от этого. Я же предлагаю два выхода. Первый: выйдите на улицу и помогите ближнему. Те люди, которые страдают от неудовлетворенности своей жизнью, живут лишь для себя. Их разум и сердце пребывают в плену (они постоянно сдерживают свой мозг и сердце). Все нечистоты, которые выбрасывает на берег река жизни, превращают наш разум и душу в помойку. И наипростейшим выходом из этого непривлекательного места есть умение любить людей, которых мы видим вокруг себя. Если мы не любим тех, кого видим возле себя, как мы можем любить Бога, которого не видим? Посещайте больных. Благотворите бедным. Помогите исцелить прокаженного. Найдите своего ближнего, а он есть тот, который нуждается в помощи. Как только вы сделаете это, тогда разобьете собственный панцирь. Вы увидите, что ваш ближний не есть ад, как говорит Сартр. Он есть часть вас самих и творение Бога.

Как-то отец привел ко мне своего сына, пузатого молодчика, который имел проблемы с законом, который отрекся от своей веры и озлобился на весь мир. Вскоре после этого визита парень на целый год убежал из дому. Вернулся в таком же унылом расположении духа, и отец опять привел его ко мне, вопрошая: «Что мне с ним делать?» Я посоветовал отправить сына в школу подальше от США. Приблизительно через год этот парень приехал и захотел повидаться со мной. Он обратился ко мне с такой просьбой:

-Я хотел бы у Вас моральной поддержки и благословения на одно дело, которое я начал в Мексике. В колледже, где я учусь, есть группа молодых людей, которые построили небольшую школу. Со всей округи мы собрали детей и обучаем их катехизису. Так же один раз в год из Америки приезжает врач, чтобы лечить на протяжении месяца больных из той местности.

– А как ты заинтересовался этим делом? – спросил я его.

_ Парни из колледжа ходили туда все лето, и я решил присоединиться к ним, – пояснил юноша.

Он возродил свою веру, моральность и все остальное благодаря своему ближнему. Именно нищие, нуждающиеся, измученные, больные есть побратимы Бога, именно они дают нам огромную силу.

Несколько лет назад один индиец направился в Тибет. Он подался туда в сопровождении тибетского проводника, чтобы проповедовать Евангелие в этой нехристианской стране. Во время путешествия, а именно в предгорье Гималаев, они, страдая от пронзительного холода и изнуренные долгой дорогой, сели отдохнуть. Этот индиец по имени Синх вдруг говорит:

– Кажется мне, там внизу в пропасти стонет человек!

– Ты сам еле живой, ты не можешь ему помочь! – ответил проводник.

– Но я должен помочь ему!

Синх спустился в пропасть, вытащил человека, снес его к ближайшему селу и, полный сил, после сотворенного милосердия, вернулся назад. Он нашел своего товарища, который отказался помочь ближнему, замерзшим насмерть. И так первый способ, с помощью которого можно избежать тревожности в жизни- это найти своего ближнего.

Второй способ- идти с открытыми объятьями навстречу неожиданным приключениям и встречам с божественным, которые тебя ожидают извне. Говорю тебе, оставайся открытым. Твой глаз не имеет света. Ухо твое не имеет звука или гармонии. Пища, которая в твоем чреве приходит извне. Твой разум, как радио, которое впитывает невидимые волны, принимает знания извне. Позволь себе получать определенные импульсы, которые приходят извне, и они усовершенствуют тебя. Неважно, как далеко ты находишься от того, о чем я говорю, эти импульсы все равно придут.

Помню, как один раз я разговаривал с женщиной, которая только что потеряла свою восемнадцатилетнюю дочь. Она была в огромном отчаянии и совсем разочаровалась в вере.

– Я хочу поговорить о Боге, – молвила она.

– Хорошо, пять минут я буду говорить о Нем, потом сорок пять минут вы поговорите за Него или против Него, а уже потом мы подискутируем.

Я говорил не больше двух минут, когда женщина перебила меня. Она приставила свой указательный палец к моему носу и сказала:

– Послушайте, если Бог такой добрый, то почему Он забрал мою дочь?

_ Потому, чтобы вы были сейчас здесь и осознали смысл и цель жизни.

Именно это она вскоре поняла.

Я хочу, чтобы вы не только убедили себя в необходимости найти смысл и цель жизни, но, что бы вошли в этот смысл и цель, разбив панцирь эгоизма, и, вымыв окна моральной жизни, пустили туда солнечный луч. Вы не будете искать Бога, если до сих пор не нашли Его. Вы – король в изгнании, король без королевства. Но мы вернемся к этому со временем.

Перевод: Руслана Юрьевна Зубань

[1] Данные взяты из книги Слуга Божьего ФУЛТОНА ДЖ. ШИНА: «Твоя жизнь стоит того, чтобы ее прожить».