ПРИХОДСКОЙ ОРАТОРИЙ  

ПРИХОДСКОЙ ОРАТОРИЙ  

В нашей Конституции утверждается, что «Оратория продолжает быть актуальной»; под Ораторией понимается то, что «соответствует духу святого Фелипе Нери и святого Иоанна Боско».   Это было первое воспитательное
учреждение последнего из них, являющееся учреждением большого апостольского значения.

Стоит напомнить, что Оратория Дона Боско, укрепляясь и переживая различные превратности, при этом оставаясь совершенным воплощением гения святого, использовала составные части других гениев ношеского
образования: Святого Фелипе Нери и Святого Карла Борромео.

Ссылаясь на эти источники, Папа Иоанн Павел II говорил: «Оратория родилась от веры и гения Святого Фелипе Нери, который сумел объединить в гармоничном синтезе харизматический масштаб и полную общность с пастырями Церкви, а в Риме в свое время – отвечать с великой мудростью на духовные и материальные потребности молодежи, свидетельствуя, таким образом, о масштабе веры, которая (всегда) считалась «провозвестницей христианской радости».

«На улицах он хоть и встречался с отчаивавшимися и несчастными людьми, укрепляя и помогая им прежде всего милосердием мудрого и понятного Слова, все же предпочел собирать молодежь в Оратории, который стал его собственным детищем. Он сделал его радостным местом встречи, где были образовательный гимнастический зал и центр излучения искусства.

В Оратории, одновременно с воспитанием религиозности в его привычных и новых выражениях, Святой Фелипе старался реформировать и возрождать искусство, вновь ставя его на службу Богу и Церкви. Убежденный в том, что красота ведет к добру, в своем воспитательном проекте он собрал всё, что имело отношение к искусству. Таким образом он сам превратился в мецената различных форм искусства, содействуя тем начинаниям, которые были способны вести к правде и добру».

Одновременно c начинаниями Святого Фелипе Нери (+1595), в Милане создаются Школы Христианской Доктрины, основанные Кастельино да Кастельо (+1566), развитию которых содействовал Святой Карл Борромео, и которые были объявлены обязательными в доверенной ему епархии (1588). В этом учреждении все дети и молодежь могли не только постигать христианское учение, но и обучаться грамоте. Такая форма основной оратории распространилась на всю епархию, постепенно преобразуясь в епархиальную ораторию. Необходимо отметить, что при жизни Святого Карла, таких катехитических учреждений насчитывалось около 740-а, а работали в них 3000-и преподавателей катехизиса; ежегодно в они собирали порядка 40 тысяч учеников.

В дальнейшем, значительный вклад в развитие этой инициативы сделал Кардинал Федерико Борромео (+1631), основатель Школы Молодежи Девы Марии. Новый устав настаивал не только на углублении веры, но и на
подобающем благочестии по отношению к Пресвятой Богородице, а также на необходимости брать на себя обязательство вести подлинно христианскую жизнь. Именно в эту эпоху миланские оратории начинают придавать серьезное значение всем аспектам своей деятельности, в том числе воскресному отдыху и  свободному времяпровождению.

Похожая деятельность проводится в настоящее время вернавитами, иезуитами и францисканцами.
В 1755 году формируется оратория Святого Семейства, эта оратория для «масс», представляет собой качественный скачок, так как она предназначена для духовного оздоровления подростков и молодежи из самых бедных и непривилегированных слоев общества, применяя на практике новые педагогические критерии, характерными чертами которых были дух «учтивости» и семьи. Отцовское наставление в ней было доверено шести священникам.

На заре XIX столетия появляются две другие важные оратории: Оратория Святого Карла и Оратория Святого Людовика. Эти две оратории перенимают конечную цель Оратории Святого семейства (оздоровление беспризорной молодежи методом отцовского наставления), при этом отводя определенные функции сотрудникам мирянам: прежде всего быть помощником наставника. К середине XIX века, все миланские оратории уже усвоили эти правила как свои собственные. Что послужило началом золотой эры миланских ораторий.

В первые десятилетия XIX века рождаются женские оратории, создаваемые по модели ораторий Святого Карла и Святого Людовика усилиями Конгрегаций Урсулинак и Каноцианак.
Решающим для Святого Иоанна Боска стало знакомство с миланскими ораториями. Заимствуя устав Святого Карла – Святого Людовика, Святой перенимает, реорганизует и преображает те составные части педагогики,
которые имелись у этих ораторий, и переносит их в созданную им систему, чтобы, таким образом, она сравнялась с воспитательной традицией миланских ораторий. Вот так, новая модель оратории, вверенная Салезианской Конгрегации, начала распространяться во всем мире.

В нашем Приходе, в своей работе, мы обращаемся к двум основным формам оратории: одна, в узком онимании – Оратория как Учреждение; другая, в широком смысле, отождествляется с Ораторией как духовным измерением.